(годы жизни: 1681–1724)
— Мясник из Трансвилля собственной персоной. Ну наконец-то. Давно руки по тебе чешутся, ублюдок больной, — офицер Кригер снял форменный китель и закатал рукава рубашки. Хруст разминаемых костяшек эхом огласил допросную комнату. — Тварь, давно мы тебя ждали. Ну, что притих? Сейчас я тебя, гадина, урою.
— Остынь, Поль, — офицер Садовски, который все это время спокойно курил в углу, затушил окурок носком сапога и присоединился к беседе. Голос его звучал ровно, бесцветно и безучастно. — Наш клиент обещал быть хорошим мальчиком. Правда, Жозе? Вы ведь не желаете, чтобы офицер Кригер перешел от угроз к действиям? Итак, сейчас мы позовем стенографистку и запишем все, что вы скажете. Вы не против?
Сидящий на стуле человек покорно кивнул. Ноги его были пристегнуты кандалами к ножкам грубого стула, руки старательно обмотаны веревкой за спинкой — только и оставалось, что кивать головой.
Дверь скрипнула, и в допросную, стараясь не пересекаться взглядом с мужчинами, вошла молодая девушка.
— А вот и наша мазель... Некая мазель стенографистка. Смотрите-ка, даже звать не пришлось! Устраивайтесь поудобнее, дорогуша, — Садовски дождался, пока девушка разложит свои нехитрые канцпринадлежности, затем перешел сразу к делу: — Вас ведь зовут Жозе Вурье? Я правильно понял?
Арестант поднял голову, награждая своих мучителей издевательски смиренной улыбкой:
— Вам должно быть виднее, господин клирик. Я не несу ответственности за процессы, происходящие в чужой голове.
— Ты кого из себя строишь, ублюдок?! — Поль Кригер с размаху шибанул кулаком по столу. Глаза его налились кровью, зубы оскалились, ноздри затрепетали; весь он сделался похожим на разъяренного племенного быка. — Отвечай прямо, подонок: да или нет?
— Д-да.
— Жозе Вурье, знаете ли вы, что вам инкриминируется? — не повышая тона, продолжил офицер Садовски.
— О, разумеется, — теперь лицо арестанта приняло до крайности странное выражение, которое можно было охарактеризовать как нечто промежуточное между гримасами вожделения и сожаления — будто на вопрос Садовски отвечали сразу два человека, а не один.
— Эта тварь потешается! Дружище, дай мне десять минут, я разберусь с этим подонком по-мужски. Все они смелые, когда девочек режут, а когда воткнёшь им в жопу кулак, так верещат, что оперные певцы покуривают в сторонке!
— Поль, остынь. Второй раз прошу! Господин Вурье и без кулаков станет с нами сотрудничать. Правда, Жозе? Расскажите нам, что вы натворили, но только с самого начала. И не вздумайте юлить, иначе мой коллега рассердится не на шутку, и я позволю ему потерять над собой контроль. Чистосердечное признание, дорогуша, облегчает душу и смягчает приговор. Все уяснили?
— Да.
— Тогда приступайте.
— С чего начать? С того, что я сам на себя написал анонимное донесение?
— Ты, гаденыш, комедиант! — Кригер схватил допрашиваемого за воротник и приподнял вместе со стулом.
— Уймись, Поль! — Садовски положил руку на плечо напарника. Поль скрипнул зубами, нервно выдохнул и вернул задержанного на место.
— С начала, Жозе. Начните с начала. С рассказа о первой убиенной вами женщине.
— Все началось весной тысяча семьсот второго года. Тогда он со мной впервые заговорил...
— Что ты несешь, говнюк? Заговорил, драть твою суку мать, кто? Король Всеизвращеньчество?
— Поль, ради Святой! Продолжайте, Жозе.
— Он. Заговорил он. Я не знаю, кто это. Но он говорит со мной во снах, — подследственный облизнул спекшиеся губы и прокашлялся, приступая к своей исповеди. — Я художник-портретист. У меня своя студия на ***. В начале марта того года мне пришел хороший заказ — один богатый клиент пожелал запечатлеть свою любовницу на полотне. Когда меня впервые представили этой даме, я едва не утратил дар речи: она показалась мне прекраснейшим из всех виденных мною в жизни и на картинах созданий. Я влюбился в нее до беспамятства, со всеми пылом и страстью служителя музы, одержимого красотою своей госпожи. Сердце мое трепетало и замирало от восхищения, когда я ласкал взглядом ее высокие скулы, подсиненные миндалины глаз, хищный залом бровей, вишневые дуги губ... Я поклонялся ей, как божеству, готов был круглосуточно целовать подошвы ее ступней, лобзать ноготки на ее мизинцах и... В общем, около года я трудился над ее обнаженным телом: неровные штрихи превращались в линии, идеальные округлости талии и груди приобретали объем, но чем ближе я подбирался ко сходству живописного образа с реальной вампирессой, тем сильнее разочаровывался в прелестях... хм... оригинала. Все мое естество охватила паника: моя любовь мучительно погибала. Было такое чувство, будто изо дня в день — мазок за мазком — от моей души понемногу отрезают. Тогда мне первый раз явился он. Он говорил со мной, наставлял меня. Твердил о том, что созданный природой образец слишком убог для моей кисти... Не знаю, что мной вело, когда я подстерег бедную девушку в подворотне. Это был я, но и не я. Мной двигало желание. Страсть, быть может. Он сказал мне, что самим фактом своего присутствия в мире, которому было явлено совершенство — портрет моей кисти, — она оскверняет идеальное сочетание света и тени, нивелирует ценность искусства, точности линий, симметрии...
— Ишь ты как раскукарекался! «Нивелирует», драть его кочергой! Давай конкретнее: чем ты ее резал, жополюб?
— Поль!
— В тот вечер у меня при себе был перочинный нож, которым я чинил затупившиеся стеки. Так, завалялся в кармане. Я не осознавал, что делаю. Мной вела какая-то высшая, неподвластная нашему разуму сила...
Здесь рассказ в очередной раз прервался — на сей раз настойчивым стуком в окованную металлом дверь комнаты для допросов.
— Господин Садовски, вам срочное письмо, — в коридоре мелькнула тень рассыльного. Садовски раздраженно повел бровями, выдавил нечленораздельное ругательство и вышел.
— Ну все, дрянь, ты попал обеими ногами в жир, — Кригер, едва дождавшись скрипа закрываемой двери, со всей силы ударил арестанта в лицо. Кровь бурым потоком хлестанула из ноздрей художника, замызгав рубашку Кригера, стол и стену напротив. Несколько капель упали на платье стенографистки. — Простите, мазель, но я вынужден просить вас на пару минут... отвлечься.
Стенографистка испуганно дернулась, оставляя на документе жирную кляксу, свернула свою писанину, прижала бумаги к груди и мышкой-норушкой юркнула вон из комнаты.
— Теперь мы остались одни. Сейчас я тебя дрессировать буду, гнида. Помнишь весну девятого года, а, живописец? Моя Эми. Ты, тварь, убил ее. Ты, гнида, убил ее! — каждый взмах кулаков Кригера сопровождался последующим вскриком, стоном и противным чавкающим звуком. Из челюсти истязаемого вылетел, и постукивая при ударах о пол, как окатыш, пущенный по воде, проскакал по кабинету выбитый зуб. — Семьдесят девять жертв. Семьдесят девять жизней. Ты унес семьдесят девять жизней ни в чем не повинных девочек. Ради чего, гнида? Ради совершенства твоего живопиздического пера? Да ты больной урод! Я отправлю тебя к твоему хозяину-жополюбу прямиком в ваш педерастический ад. Ты будешь вечно сосать *** Моргота и давиться его спущенкой, как теплым мударшнапским пивом!
Голова арестанта безвольно склонилась к груди. Кровь продолжала струиться по его подбородку, шее, груди, животу, окрашивая едва державшиеся на его теле ошметки сорочки во все оттенки багрового. В допросную ворвался Садовски:
— Поль, ты в своем уме?! Господи, что ты наделал?! Как мне это судье послезавтра показывать? Что я ему скажу?
— Не переживай, дружище, — Кригер уже успокоился и теперь, упершись окровавленными руками в колени, восстанавливал сбившееся дыхание. — Этот ублюдок — живучая падла. А судья... Судья — тоже живой вампир.
Художник, словно бы подтверждая слова клирика про свою живучесть, вздрогнул, встрепенулся, прокашлялся, сплевывая зубное крошево себе на грудь, с трудом продрал заплывший глаз, обвел мутным взглядом комнату и вперил его в бледное личико стенографистки, робко выглянувшее из-за могучей спины Садовски. Распухшие губы маньяка исказила отвратительная усмешка.
— Вот, что я говорил, — презрительно поморщился Кригер.
— Поль, ты меня извини, но если подобное повторится, я буду вынужден в своем рапорте...
* * *
Через два дня на стол господина Л. М. Бееса, судьи общей юрисдикции по Центральному Бруггианскому округу, легла бумага, содержащая добытое в ходе следственных действий добровольное признание самого кошмарного серийного убийцы за всю историю Нордании. В протоколе значилось следующее: «Меня зовут Жозе Арно [Очередная брехня! — П. К.]. Я переехал в Трансвилль чуть более двадцати лет назад. У меня оставались некоторые сбережения, так что я без труда приобрел себе пристойный домик на окраине города. Тишина и покой захолустья всегда казались мне привлекательней столичной суеты и ажитации. Я хотел остаться с собой наедине, уделить больше времени искусству. Совершенно зря, как оказалось. Я никогда не был женат, даже не пытался. За столько лет практики художника-портретиста женские тела совершенно перестали меня интересовать. Сначала пробовал как-то с этим бороться, даже пытался обзавестись любовником. Но все было не то. Хотя легенде о своем пристрастии к мужеложству я позволил свободно гулять в народе. Это оказалось очень полезно для, ну, заказов. Со временем я совершенно утратил влечение к плотской любви. А без этого все краски жизни меркли и выцветали. Друзьями я не обзавёлся, только оброс клиентами, важными и не очень. Денег хватало, так что свободные вечера я коротал в обществе бутылочки хорошего вина. Больше всего мне нравилось сидеть у окна и слушать дождь. Это меня успокаивало. <...>
Я, кажется, там ошибся с датами. Простите, господа клирики, память ни к черту. Все началось еще в 1699 году. Помню, была поздняя осень, на улице падал первый снег. Я замерз по дороге и зашел в какой-то кабак. Там занял место у камина и принялся смотреть на огонь, потягивая вино. Ко мне подсела девушка, местная проститутка. Она сразу поняла, что у меня с собой достаточно денег. Я ее угостил, потом еще и еще. Поздним вечером я еле выполз из заведения в обнимку с путаной. Она потащила меня в подворотню, облокотила на забор, затем сняла с меня штаны и принялась *** ртом мой спящий ***. После нескольких минут безрезультатных стараний она присела прям на снег и начала смеяться. Сначала тихо, потом громче, пыталась выдавить из себя слова, что мне не стоило так напиваться. Она смеялась так громко, что меня разобрал гнев. Я сделал глоток из бутылки, а потом резко ударил ее по голове. Она упала на спину без чувств. Я принялся застегивать штаны, но руки не слушались. Когда я справился, она очнулась и попыталась закричать. Я добил ее. Воткнул осколок стекла в ее горло. Я больше никогда не хотел слышать этот смех. Когда я это делал, во мне что-то закипело, словно забурлила моя кровь. Я ударил еще и почувствовал давно забытые ощущения. Наносил удары, пока липкая горячая жидкость не стала растекаться у меня под штанами. Всю неделю я был сам не свой, все ждал, когда в мои двери постучатся полисмены. Но неделя сменяла неделю, прошел месяц, а они все не торопились. Я успокоился и дал себе клятву, что брошу пить, посчитав все пагубным действием алкоголя. И снова был не прав.
Примерно через полгода у меня опять появилась натурщица. К тому времени я уже не пил очень давно. Это была ничем не примечательная картина: пестрая софа, виноград, легкая накидка, слегка скрывающая юную грудь. Линии сами собой складывались в образ, зарисовка шла легко и непринужденно. Но что-то не давало мне покоя. Непонятное чувство. Мысли начали путаться, перемежаться будто не с моими. Словно мне навязывали свое мнение. Мне говорили, как мне было тогда хорошо, в той подворотне. А с ней будет еще лучше. Я гнал от себя эти мысли. Пытался. Но рука отказалась мне подчиняться. Острие стека само вонзилось в ее живот. Я застыл в ужасе, а она ползла по коридору. Ползла к выходу. Я испугался, что она позовет на помощь. Свернул ей шею. И снова мое тело будто взорвалось, выплескивая огненное семя из моих недр. Потом я долго сидел на коленях, не в силах побороть в себе блаженную истому. Осознание, что я содеял нечто предосудительное, пришло не сразу. Через несколько часов должна была прийти служанка. Я в ужасе забегал по дому. Тело я спрятал в погреб. Потом схватил ведро, плеснул в него немного воды и лихорадочно начал смывать кровь. Закончил в мастерской, когда в дверь постучала служанка. Я схватил ведро и начал макать кистью в почти неразбавленную кровь, будто рисую. Рука двигалась машинально, совсем без моего участия. Скорее выпроводив миссис Дуайт, я спустился в подвал и закопал тело у стены погреба. На получившуюся картину я взглянул поздним вечером. То, что там получилось, поразило меня. Это было то, что я искал!
Несколькими днями позже в мою дверь постучали. На расспросы полисменов я ответил, что девушка покинула меня в добром здравии, и больше я ее не видел. Страшнее всего было то, что я забыл о визите рабочих, которых нанял еще месяц назад. Тогда мне почему-то захотелось расширить свой подвал. Сделать его более просторным. Я с ужасом наблюдал, как рабочие в нескольких сантиметрах от того самого места начали копать ямы под сваи. После окончания работ я еще долго приводил свое убежище в порядок. Теперь я твердо знал, чего хочу. Я заново глядел на вещи, на саму жизнь. Осознал всю бессмысленность любви, понял, насколько слеп разум человека. <...>
Вы понимаете, господин офицер? Все, что я делал, было только ради искусства. Чтобы испытать эту особую дрожь, глядя на деяния рук своих: вот оно, подлинное, настоящее, божественное! Вот она гармония, вот дерзновенный выход за рамки привычного, максимальное приближение к невыразимому, непостижимому, бесконечно ускользающему идеалу! Великий Акт Творения! О, я желал этого — отдаться в руки объявшему меня демону. Я жаждал быть порабощенным своим безумием. Хотел до забытья погрузиться в свой делирий, искал в нем полного преображения и находил его. Я, простой и примитивный обыватель, в момент творения возвышался до уровня Богини, я находился подле нее, на одном облаке, справа от ее десницы. Все эти бессмысленные, серые картонные декорации, которые вы зовете миром, — раз, и исчезали, будто стирались ластиком, и я проваливался в блаженный наркоз. <...>
Свою первую картину я повесил на стене, напротив входа. Рядом с ней начали появляться другие. Девушек я предпочитал подбирать на улицах. Обещал увековечить их на полотне, а потом заводил в подвал и делал с ними это. Прибивал их к доскам, душил, топил. Некоторые оставались в живых больше месяца. Все это время я не переставал писать. О, я творил истинные шедевры! Мой гений в тот момент достиг своего апогея. <...>
Они все там, в подвале, немые свидетели моих планов. Но однажды я понял, что злодеяния мои зашли слишком далеко. Мои картины никогда не увидят свет. И вот я здесь. Я не доживу до суда. Я хочу рассказать правду о том, каким я стал чудовищем...»
Отредактировано Кристофер Андерс (23.09.2015 14:08)